Бирбраер Адольф Никитич

Бирбраер Адольф Никитич Бирбраер Адольф Никитич
кандидат технических наук, доцент


Публикации

Вероятность падения на АЭС скоростного военного самолета и задание расчетных нагрузок на строительные конструкции
Журнал: №6 2020
Подробнее

Статья посвящена вопросам, связанным с вероятностным обоснованием безопасности атомных электростанций (АЭС) при падении скоростного военного самолета. Случайными параметрами являются повторяемость падений и направление траектории самолета. Использовано консервативное значение повторяемости падений, приведенное в документах МАГАТЭ, которое обеспечивает высокую степень безопасности АЭС. Подлет самолета предполагается равновероятным с любой стороны. Наклон траектории задан с учетом документов МАГАТЭ и статистики авиапроисшествий.

Поскольку при ударе самолета нагрузка приложена к какой-то одной из конструкций, вероятность удара должна определяться независимо для каждой из них. Она пропорциональна эквивалентной площади строительной конструкции, зависящей от ее размеров, формы, положения в пространстве и по отношению к другим сооружениям. Приведены выражения для эквивалентных площадей конструкций различных форм, характерных для АЭС. Показано, что если падение самолета является непредумышленным (авария), то при обычных размерах сооружений вероятность удара в них меньше значения, начиная с которого по российским нормам это воздействие следует включить в проектные основы АЭС, т.е. его можно не учитывать. Приведены соотношения для вычисления вероятности удара самолета в случае преднамеренно организованной аварии (теракта), при которой он обязательно упадет на территорию ядерного острова АЭС.

Изложена процедура определения расчетных нагрузок на строительные конструкции АЭС в случае преднамеренного падения самолета исходя из допускаемой вероятности их реализации. Показано, что такой способ задания нагрузок позволяет обосновать значительное их снижение, что приводит к удешевлению АЭС при гарантии ее безопасности. Обсуждается вероятностная оценка безопасности конструкций существующих АЭС при ударе самолета.

ВЕРОЯТНОСТЬ УГЛА НАКЛОНА ТРАЕКТОРИИ ПАДАЮЩЕГО САМОЛЕТА И ПОВТОРЯЕМОСТЬ ПАДЕНИЙ
Журнал: Сейсмостойкое строительство. Безопасность сооружений. 2016 - №6
Подробнее

Статья посвящена определению вероятностных характеристик параметров, знание которых необходимо для обеспечения безопасности атомной электростанции (АЭС) при падении на нее самолета. Посредством обработки мировой статистики авиапроисшествий найдены законы распределения (плотность вероятности и интегральная функция) угла наклона траектории самолета к вертикали. С использованием протоколов авиапроисшествий с самолетами авиации общего назначения в США установлена повторяемость их падений на стандартную площадь. Эти данные можно использовать при проектировании АЭС в России.

Вероятность случайного и преднамеренного падения самолета на ответственные за безопасность сооружения АЭС
Журнал: Сейсмостойкое строительство. Безопасность сооружений. 2017 - №2
Подробнее

Статья посвящена определению вероятности падения самолета на атомную электростанцию (АЭС). Использовано распределение угла наклона траектории, найденное на основе статистики авиапроисшествий. Подлет самолета к АЭС с любой стороны считается равновероятным. Найден закон распределения вероятности удара в конструкцию под произвольным углом к нормали. Определены вероятности ударов в строительные конструкции различных форм, характерных для сооружений атомной энергетики. Приведен пример расчета вероятности падения самолета на АЭС. Предложен способ определения вероятностей ударов в строительные конструкции при преднамеренном падении самолета (террористическом акте).

Учет случайных факторов при проектировании АЭС на удар самолета
Журнал: №2-2022
Подробнее

Статья посвящена учету случайных факторов при включении удара самолета в проектные основы атомной электростанции (АЭС). Рассмотрено падение транспортного и скоростного военного самолетов в случаях непредумышленного (аварийного) и преднамеренно организованного (теракт) крушения. Показано, что при непредумышленном падении удар самолета в сооружения обычных размеров можно не учитывать ввиду слишком малой вероятности. Предложены два способа вероятностного задания расчетных нагрузок на строительные конструкции. Предложена методика вероятностного задания поэтажных спектров отклика (ПС), посредством которых определяются динамические нагрузки на технологическое оборудование. Показано, что вероятностный подход позволяет значительно снизить расчетные нагрузки при сохранении безопасности АЭС. Описана процедура определения коэффициентов сочетаний при суммировании одноименных внутренних усилий, рассчитанных по трем компонентам ПС.